Как врач выписывает уникальный рецепт для лечения определенной болезни, так и для отдельного транспортного средства и двигателя «прописано» свое топливо. Морским судам — мазут, сельхозтехнике — дизель, легковому автомобилю — бензин. Но в последнее время все больше стали говорить об использовании как топлива спирта. И это неудивительно. Спирт по сравнению с нефтяным топливом имеет ряд преимуществ:
- высокие антидетонационные свойства (октановое число — более 100). Каждые 3 % этанола в смеси с бензином обеспечивают повышение октанового числа в среднем на 1 единицу;
- процесс испарения спиртов начинается во впускном коллекторе и заканчивается в цилиндре при ходе сжатия. Это обеспечивает более интенсивное, по сравнению с обычным бензином, состоящим из углеводородов, охлаждение деталей двигателя — поршней, клапанов и всасываемого воздуха — и, соответственно, более полное наполнение цилиндров свежим зарядом за счёт почти вдвое бОльшей удельной теплоты испарения;
- меньшая токсичность отработавших газов за счёт более полного сгорания оксигенатных соединений.
Кстати, самый большой опыт в применении спирта как топлива имеет Бразилия. Там запустили программу «Топливо на основе этанола» после мирового нефтяного кризиса 1973–1975 годов. Этиловый спирт до конца 20 века ежедневно заменял до 250 тыс. баррелей импортируемой нефти и служил топливом более чем для 7 миллионов авто, а его смесь с бензином (газохол) — для еще 9 миллионов машин.
Если спирт обладает таким рядом преимуществ, что же сейчас мешает массово применять его в качестве топлива? Большая стоимость, малая теплоотводность, высокая гигроскопичность — способность поглощать водяные пары из воздуха. Причем, чем сильнее спирт растворим в воде, тем сильнее он поглощает её. При определенной концентрации воды спиртово-бензиновая смесь расслаивается, при высоком содержании влаги может быть усиленная коррозия. В целом, чтобы применять спирт как топливо, требуется перенастройка двигателя, а в некоторых случаях и переоснащение топливной аппаратуры.
Не секрет, что спиртов существует много. Говоря о топливе, мы имеем в виду два основных вида — этанол и метанол. Но в последнее время все большую популярность набирает изобутанол. Что это за продукт, и как может применяться? Давайте разберемся.
Приятно познакомиться, изобутанол
Он же изобутиловый спирт или 2-метил-1-пропанол. Бесцветное вещество с ощутимым запахом. Ключевое достоинство — дешевизна. Изобутанол применяют в качестве экстрагента для жиров, в некоторых видах косметики, гидравлической жидкости и чистящих средств, а также как растворитель для поверхностных покрытий, эфирных масел, восков, алкалоидов и синтетических смол.
Важно: для транспорта изобутанол используется не в качестве топлива, а как октаноповышающая добавка к нему! Согласно требованию ГОСТа в топливах класса Евро-5 допустимо содержание изобутанола до 10 %. В отличие от этанола или метанола, у бутанола близкая к бензину теплотворная способность, и он не требует каких-либо изменений в двигателе. Кроме этого, он обладает моющими свойствами и удаляет нагарообразования. Изобутанол — отличная альтернатива высокооктановой присадке МТБЭ.
Эталонное топливо с октановым числом 70 ед. | Эталонное топливо с октановым числом 92 ед. | Эталонное топливо с октановым числом 66,7 ед. | |
---|---|---|---|
Метанол | 1,19 | 2,0 | 2,46 |
Этанол | 1,07 | 1,44 | 1,64 |
Пропанол-1 | 1,25 | 2,0 | 2,14 |
Пропанол-2 | 1,24 | 1,88 | - |
Бутанол | 2,00 | 5,29 | 4,11 |
Изобутанол | 1,72 | 4,11 | - |
Пентанол | 6,77 | снижает ОЧ | - |
Изопентанол | 4,40 | 5,87 | - |
Примечание: эталонное топливо — смесь изооктана с n-гептаном.
Как и в случае с МТБЭ, чтобы из 92 бензина получить 95, требуется 100 кг (10 %) изобутанола на тонну топлива. Только он дешевле МТБЭ: среднегодовой ценовой разбег — 8 тысяч рублей на тонну.
Изобутанол —идеальная находка для тех, кто хочет повысить качество топлива и сэкономить. Приобретая изобутанол у нас, вы получаете бесплатные услуги по проведению лабораторных испытаний и разработок в области его применения. Вся продукция удовлетворяет российским и международным требованиям.