Его принято считать самым грязным и самым дешевым видом ископаемого топлива, получаемого из «черного золота». Да, речь о мазуте, который занимает львиную долю российского экспорта и является одним из основных источников дохода для нефтяных компаний и бюджета страны. По данным Росстата, в 2019 году Россия произвела более 47 млн тонн мазута! Но 2020 стал годом перемен и в этой сфере деятельности. А они, как ни крути, повлекли за собой ряд проблем.
50 оттенков серы
Не секрет, что мазут активно применяется в разных сферах деятельности, в том числе в морской. Им заправляют суда. И если раньше процентное содержание серы в мазуте могло доходить до 3,5 %, то с 2020 года вступили в силу новые правила Международной морской организации при ООН (IMO). Теперь заправлять суда можно только мазутом, где содержание серы не превышает 0,5 %. Проблема очевидна: в настоящее время России сложно производить мазут, который бы соответствовал этим требованиям. Аналитики в один голос говорят о неготовности российских нефтеперерабатывающих компаний к подобным изменениям. Чтобы максимально устранить серу, НПЗ нужна установка гидрокрекинга или гидроочистки вакуумных газойлей. Но, по данным Refinitiv Kortes, общая мощность таких установок в России — всего 17,5 млн тонн, при объеме первичной переработки более 270 млн тонн в год.
Возникает логичный вопрос: как быть в этой ситуации судовладельцам? Дизельное топливо — неудачная замена мазуту. Оно не только дороже, но и плохо подходит для судовых двигателей, которым требуется более вязкое топливо. Поэтому остается два варианта: использовать малосернистое топливо или установить на судно скруббер (устройство для очистки твёрдых или газообразных сред от примесей в различных химико-технологических процессах) и продолжать приобретать мазут с высоким содержанием серы. По словам экспертов, в начале 2020 года скрубберы уже были установлены и заказаны примерно на 3,5 тысячи судов, а к 2025 году, вероятнее всего, со скрубберами будет ходить примерно 15 % мирового флота. Поэтому спрос на сернистый мазут пока сохраняется. По данным Рейтер, 60 % из 33 нефтеперерабатывающих предприятий собираются продолжать его производить.
Акциз в короне
Процентное содержание серы в мазуте для заправки судов — не единственное нововведение. 1 апреля в России принят акциз на мазут, который должен помочь в борьбе с подделками на топливном рынке. Налоговый кодекс сделал исключение лишь для мазута с определенной вязкостью и ароматикой (с плотностью выше 1015 кг/м3 или содержанием ароматики свыше 30 %). И все было бы не так плохо, если бы введение акциза не совпало с пиком коронавируса.
Потребители мазута (промышленные предприятия и энергетические компании, которые используют его для производства тепло- и электроэнергии), из-за вируса оказавшиеся в экономически сложной ситуации, предложили перенести срок вступления акциза в силу. Однако, Министерство финансов с этим не согласно: «Реализация указанного предложения не только имеет риски применения схем уклонения от уплаты акциза в отношении других видов топлива, но и может привести к потерям доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, источники компенсации которых не определены». Чем плох акциз, и кому действительно стоит беспокоиться?
По мнению аналитиков, «болезненнее» всего акциз ударит по металлургическим предприятиям и производителям минеральных удобрений, работающим на севере России. Например, сырьевые активы «Северстали» потребляют почти 170000 тонн мазута ежедневно! Им придется тратить на уплату акциза на мазут дополнительно 1,5 млрд руб. ежегодно. Сумма существенная, согласитесь? Также пострадает сельское хозяйство, судоходство и железнодорожная отрасль.
«Большие опасения вызывает риск остановки дизельных электростанций, используемых преимущественно в районах Крайнего Севера и труднодоступных поселениях. Альтернативы мазуту там нет. Ежегодно в России потребляется 14 млн т мазута, то есть затраты предприятий на это топливо вырастут на 130–150 млрд руб.», ‒ комментарий директора АКРА (Российское рейтинговое агентство), который он дал «Ведомостям».
В этой ситуации предприятия, и без того находящиеся в сложных экономических условиях, ждут продуманное, адекватное решение, которое позволит исключить неблагоприятные последствия для них. А нам пока остается наблюдать, как складываются мазутные дела, и надеяться на лучшее.