Качественное дизельное топливо - экологичный и безопасный материал, обеспечивающий максимальную производительность двигателей и техники. В основном его потребляет грузовой транспорт, железнодорожный, водный и сельхозпроизводители. Хотя, в последнее время все большим спросом дизель пользуется и у простых автолюбителей. Россия производит его в два раза больше (около 78 млн тонн в год), чем необходимо стране, а потому половина объёма уходит на экспорт.
Основной показатель качественного дизельного топлива — цетановое число, т.е. способность к воспламенению. По стандартам России и большинства стран Европы оно должно быть на уровне 51. Показатель выше или ниже — и двигатель работает нестабильно. В среднем российское топливо производится с цетановым числом 45−48. Чтобы корректировать показатели и улучшать качество дизтоплива принято использовать присадки - цетаноповышающие, депрессорно-диспергирующие, смазывающие и другие. И вот тут появляется центральная проблема российского рынка дизельного топлива — высокая зависимость от импорта присадок. Во всей России крайне мало производителей! Только подумайте, сегодня импортируется 75−80% от общего объема потребляемых в стране дизельных присадок. Эта зависимость не то чтобы угрожающая, но, очевидно, ненормальная.
К сожалению, в стране находятся производители, которые, закупая образцы за границей, просто меняют их наименования, выдавая за собственное производство. Получая их, технологи нефтеперерабатывающих заводов тратят большое количество времени на тестирование, подбор, ввод продукта. Гораздо лучше и удобнее, если сразу поступает проверенная и отфильтрованная информация.
Сегодня на рынке не так много компаний, которые берут на себя решение данной проблемы для инженеров, технологов, лабораторий нефтеперерабатывающих заводов. Одна из них – компания «Одуванчик», которая имеет в своем арсенале квалифицированных сотрудников, необходимое оборудование и библиотеку для подбора дизельных присадок. На основании задачи строится прогноз, а уже при получении образцов рассчитываются точные дозировки, проводятся лабораторные исследования, и заказчику выдается продукт в готовом виде. Технологу не приходится самому заниматься подбором и тратить драгоценное время.
К слову, не всегда получается так, что компонент иностранной присадки работает идеально. Опираясь на опыт, необходимо создать смесь компонентов и смотреть, каким образом они дополняют друг друга. Имея такие рецептуры, можно хоть как-то называть себя производителем.
Эти слова подтверждает серия депрессорно-диспергирующих присадок «Dixon», противоизносная присадка «Molecule», цетаноповышающая «Siberia» и другие комплексные разработки. О депрессорно-диспергирующих хочется сказать отдельно. Потребность в топливе, устойчивом к низким температурам, составляет около 40% от общего объема, производимого в России дизельного топлива. Его, конечно, можно получить и без использования присадок, но это довольно трудно и очень дорого. Гораздо удобнее и, главное, выгоднее добавить депрессорно-диспергирующую присадку. Она снизит предельную температуру фильтруемости и температуру застывания. Например, при добавлении в летнее дизельное топливо антигеля «Dixon» в соотношении 500 грамм на тонну, температура фильтруемости понизилась с -8,0 °С до -29,0 °С! Антигель представляет собой композицию депрессорной присадки на основе сополимера этилена с винилацетатом, препятствующей росту кристаллов парафинов в топливе, и диспергатора парафинов, повышающего стабильность структуры топлива.
Да, отечественные присадки могут конкурировать с иностранными аналогами, однако основы производства дизельных присадок в России нет. Это действительно важно. В современном мире, когда не знаешь, что общество ждет завтра, нужно быть готовым ко всему. Любые санкции, касающиеся нефтеперерабатывающей промышленности, могут полностью парализовать работу заводов и производство пятого класса дизельного топлива. Об этом необходимо задуматься и начать действовать.