"В результате распространения альтернативных источников спрос на нефть будет сокращаться. В сфере генерации электроэнергии ее уже замещают атомные и ветряные установки. Для транспорта нефть все еще нужна, однако спрос и там падает из-за растущего распространения гибридных и электрических машин. Нефтяная эра окончательно закончится, если удастся практически внедрить водородное топливо и дешево его производить". Это заявление было сделано одним из наиболее авторитетных в мире экспертов в области топливной энергетики бывшим министром нефти Саудовской Аравии Ахмедом Заки Ямани.
На вопрос, просуществует ли ОПЕК еще 50 лет, Ахмед Заки Ямани коротко ответил: "Нет".
Эта тенденция подтверждается действиями правительства США.
Так 15 ноября 2016 года Геологическая служба США (USGS) опубликовала данные об открытии крупнейшего в стране месторождения нефти и газа - Wolfcamp. 18 декабря Президент США Б. Обама подписал проект бюджета США на 2016 финансовый год, снимающий введенный более 45 лет назад запрет на экспорт американской нефти. Многие десятилетия в США проводили политику сохранения природных ресурсов для будущих поколений и, кроме того, часть крупных месторождений нефти были законсервированы по требованию экологов. Например, открытое в начале 2016 года крупное месторождение легкой нефти на Аляске не подлежало разработке по причине возможной опасности нанесения ущерба уникальной экосистеме Аляски. 28 апреля 2017 года Президент США Д. Трамп подписал указ о снятии запрета на геологоразведку и добычу на нефтегазоносных участках шельфа в Чукотском море и море Бофорта. Уже в 2017 году Администрация США предложила постепенную продажу половины стратегических нефтяных запасов страны. Кроме этого, в числе предвыборных обещаний Д. Трампа был отказ от импорта энергоресурсов из стран ОПЕК.
Добыча на сланцевых месторождениях страны начала расти неожиданно быстрыми темпами и уже сейчас превышает 9 млн. баррелей в сутки. Американский сланцевый сектор переживает вторую волну роста. К концу следующего года США могут нарастить объемы добычи нефти до 11 млн. баррелей в сутки. Использование самых передовых технологий позволило добиться снижения времени бурения одной скважины в два раза - с 40 до 20 дней.
Активное использование стратегических запасов какого-либо продукта, возможно, может быть связано с тем, что однозначно выбрана стратегия максимального отказа от углеводородного топлива и, как следствие, необходимо продать этот товар пока на него еще есть спрос. Следует отметить, что этот переход должен произойти не сразу. Для него необходимо завершение инвестиционного цикла в последний рывок добычи углеводородов, который составляет от 15 до 20 лет по различным проектам. За это время должен быть решен ряд вопросов по разработке экономичных и безопасных технологий транспорта, нормативно-правовой база их использования, инфраструктуры для нового транспорта.
Тенденцию отказа от углеводородов в виде топлива можно проследить и в политических заявлениях европейских правительств. Так, Великобритания запретит продажу новых автомобилей, работающих на бензине и дизеле, с 2040 г., а в последующие 10 лет планирует и вовсе от них отказаться. Об этом в мае 2017 заявил министр охраны окружающей среды Майкл Гоув [Reuters].
В октябре 2016 бундесрат Германии принял резолюцию о запрете на производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания с 2030 года.
Министр экологии Николя Юло сообщил, что Франция откажется от топливных двигателей к 2040 году. Инициатива будет носить обязательный, а не рекомендательный характер. Так к 2024 году перестанут продавать автомобили с дизельными и бензиновыми двигателями. Как сообщил на пресс-конференции министр экологического перехода Николя Юло, французы объявили о прекращении продаж автомобилей, работающих на бензине и дизеле, к 2024 году. По словам политика, это будет настоящей революцией.
Подобные законы либо приняты или находятся на рассмотрении в Нидерландах и Норвегии.
Общая транспортная стратегии Евросоюза делается акцент на постепенно снижение потребления нефтяного топлива, а к 2050 году введение полного запрета на использование бензина. Об этом заявил комиссар ЕС по транспорту Сиим Каллас. Он пояснил, что в планах Брюсселя - постепенное сокращение числа машин с бензиновыми двигателями в европейских городах на 50% к 2030 году. Кроме того, Европа намерена полностью избавиться от выхлопного газа на улицах еще 20 лет спустя.
Японский автомобильный концерн компания Toyota также заявил о намерении полностью прекратить выпуск транспортных средств, работающих на бензине, уже к 2050 году.
Японский концерн планирует постепенно отказаться от выпуска автомобилей, имеющих как бензиновые, так и дизельные моторы и уделить внимание электрокарам, гибридам и другим видам транспортных средств, которые не оказывают негативного влияния на окружающую среду.
Есть несколько отличный прогноз развития до 2035 изложенного в отчете Международного энергетического агентства (IEA).
Согласно прогнозу IEA, наибольший прирост мирового автопарка обеспечит Китай, рынок которого значительно вырос за последние несколько лет. Например, к 2035-му в КНР будет зарегистрировано 400 миллионов транспортных средств (на данный момент — 60 миллионов).
Помимо этого, к 2035 году существенно разрастется автопарк Индии — с нынешних 14 миллионов до 160 миллионов машин.
К 2035 году количество автомобилей во всем мире достигнет 1,7 миллиарда экземпляров. Эксперты прогнозируют, что к этому времени примерно три процента всех проданных автомобилей будет приходится на машины, работающие на природном газе. Около четырех процентов рынка займут электрокары и около 20 процентов — гибриды.
В любом случае, очевидно, что происходит ежегодный рост объёма производства автомобилей по всему миру и будет происходить развитие новых технологий автомобилестроения. Рассмотрим их более подробно.
Для этого ознакомимся с классификацией экологически чистых транспортных средств.
EV (electric vehicle) - транспортное средство, которое для осуществления передвижения использует одну или несколько электрических силовых установок (электродвигателей).
Для осуществления питания EV могут выступать разные источники - солнечные батареи, водородные элементы питания, аккумуляторные батареи и т.д.
BEV (Battery Electric Vehicle) - транспортное средство на аккумуляторных источниках питания. Транспортное средство, которое для осуществления передвижения использует электрическую силовую установку(электродвигатель) источником питания которой является сугубо аккумуляторная батарея.
FCEV (Fuel Cell Electric Vehicle) - транспортное средство на водородных элементах питания. Транспортное средство, которое для осуществления передвижения использует электрическую силовую установку (электродвигатель) источником питания которой являются водородные элементы питания. Электроэнергия вырабатывается путем взаимодействия гидрогена из водородных элементов и оксигена из окружающей среды.
HEV (Hybrid Electric Vehicle) - транспортное средство, которое для осуществления передвижения использует совмещение электрической силовой установки (электродвигателя), и силовой установки на ином виде топлива (например, бензиновый двигатель) в разных формах взаимодействия:Parallel hybrids - как электродвигатель, так и бензиновый двигатель (как вариант) подключены к трансмиссии, и могут работать одновременно.
Series hybrids - только электродвигатель подключен к трансмиссии, бензиновый двигатель используется для питания электродвигателя, или подзарядки аккумуляторных батарей. Кстати, можно встретить иное название данного типа - E-REV или ER-EV (Extended Range Electric Vehicle), т.е. электромобиль с возможностью увеличения запаса хода.
Power-split hybrids - являются сочетанием двух указанных выше.
Также необходимо заметить, что гибридные электромобили делятся по степени "гибридизации":
Full hybrid (полный гибрид) - может использовать для передвижения как по отдельности электродвигатель или бензиновый двигатель, так и их комбинацию.
Mild hybrid (неполный гибрид) - автомобиль не может передвигаться при помощи только электродвигателя.
Plug in (префикс "P") указывает на то, что аккумуляторные батареи транспортного средства могут подзаряжаться от внешнего источника питания, например - обычной розетки. Отсюда акронимы PHEV (Plug in Hybrid Electric Vehicle), PEV (Plug in Electric Vehicle) и т.д.
Гибридные автомобили
В декабре 1997 года с конвейера автомобильной компании Toyota сошёл первый серийный гибридный автомобиль с силовой установкой, в которой основной поток энергии, вырабатываемой бензиновым ДВС, получали два генератора, подключённые к электродвигателям ведущих колёс автомобиля. Излишки электроэнергии направлялись распределительным устройством в высоковольтную аккумуляторную батарею, вторичный накопитель энергии. Такая конструкция позволила ДВС снизить расход топлива, но в то время экономия топлива стояла далеко не на первом месте среди преимуществ автомобиля. Поэтому прибыль от продаж гибридных автомобилей не покрывала расходы на их производство, и компания работала в убыток. Это был смелый шаг, рассчитанный на близкий успех. С тех пор к работам подключились крупные производители автомобилей Honda, Ford, Volkswagen, Audi, Lexus, Volvo, Hyundai, Chevrolet, Chrysler, Renault, Citroen и др.
Согласно собранным данным, к 2017 году число проданных гибридных автомобилей во всем мире достигнет 10 млн. шт. При этом динамика продаж имеет устойчивую тенденцию к росту. Численность мирового автопарка гибридных автомобилей в количественном выражении увеличивается каждые 5 лет примерно на 3 млн. единиц. С учетом существующих тенденций к 2020 году автопарк гибридных автомобилей может достичь 14 млн. шт., а ежегодные продажи гибридов – 10% от общего числа продаваемых в мире автомобилей.
Анализ распределения мирового автопарка гибридных автомобилей по маркам и моделям показывает, что большая часть автопарка гибридных автомобилей (более 80%) имеет ГСУ смешанного типа. Наиболее распространенным гибридным автомобилем в мире на сегодня является модель Prius компании Toyota, занимающая более 50% автопарка. Это самый доступный гибридный автомобиль в России, его стоимость в ценах 2015 года составляет 1,6 млн. руб. А самым доступным серийным гибридным автомобилем в мире является Honda Fit (его стоимость в Японии составляет 18,6 тыс. долл.). Основным преимуществом гибридных автомобилей, способствующим их распространению, по мнению покупателей, является низкий расход топлива в городском ездовом цикле. Средний расход топлива у гибридных легковых автомобилей, составляет 6,5 л/100 км в городском цикле движения и 4,8 л/100 км – по шоссе. Для гибридных автомобилей с полным приводом – 10,6 и 7,6 л/100 км соответственно.
Основными преимуществами гибридных автомобилей, способствующими их распространению, по мнению самих покупателей, являются:
- Низкий расход топлива при эксплуатации в городском режиме движения и экологичность автомобиля. Установлено, что средний расход топлива гибридных легковых автомобилей составляет 6,5 (4,8) л / 100 км в городском (загородном) режиме движения.
- Стремление к передовым технологиям будущего. Большинство покупателей, приобретают гибридные автомобили из-за стремления использовать передовые технологии автомобилестроения.
- Ходовые характеристики и высокий комфорт:
- динамика разгона улучшается благодаря тому, что электродвигатели развивают максимальный крутящий момент из состояния покоя;
- гибридная трансмиссия всегда имеет бесступенчатое или автоматическое переключение передач, что удобно для движения в городском режиме;
- как правило, гибридные автомобили имеют широкий набор опций в стандартных комплектациях, таких как: навигационная система, климатическая установка, передние и задние подушки безопасности, автоматическое включение фар и стеклоочистителей, электроусилитель руля, антипробуксовочная система, система курсовой устойчивости, безключевой доступ в салон, опции для зимней эксплуатации и др.
- подвеска гибридного автомобиля более комфортна, т.к. масса неподрессоренных элементов кузова уменьшена, что стало возможным благодаря применению рекуперативного торможения, снимающего до 80% нагрузки на фрикционные тормозные механизмы.
- Высокая надежность. Исследования эксплуатационной надежности позволили определить закономерности изменения технического состояния гибридного автомобиля Toyota Prius. Вероятность проявления любой неисправности гибридной трансмиссии среди исследуемой выборки гибридных автомобилей к пробегу 100 тыс. км. составляет всего лишь 15%. Для сравнения: у силовой установки типичного автомобиля эта величина к тому же пробегу приближается к 100 %. Срок службы дорогостоящих элементов гибридной трансмиссии составляет 8-10 лет. Большая часть гибридных автомобилей, выпущенных до 2000 года эксплуатируется без серьезных неисправностей. Отказа высоковольтной батареи возникают в основном из-за неправильной эксплуатации автомобиля, например, езда без бензина, отказы по причине старения очень редки.
Проблемы, препятствующие распространению гибридных автомобилей:
- Их стоимость. Распространению гибридных автомобилей препятствует стоимость комплектующих: высоковольтной аккумуляторной батареи, инвертора и мотор-генераторов, делающих автомобиль дороже на 30-40%, по сравнению с бензиновым автомобилем.
- Техническое сопровождение эксплуатируемых гибридных автомобилей со стороны ведущих автопроизводителей в настоящее время недостаточно организовано. В результате инженерно-технический персонал станций технического обслуживания не располагает возможностями для проведения качественного обслуживания и ремонта. К тому же трудности, возникающие в эксплуатации гибридных автомобилей, снижают интерес к ним покупателей, что неизбежно замедляет обновление мирового автомобильного парка современными моделями транспортных средств.
Но все же, не смотря на высокую стоимость, недостаточно развитую инфраструктуру развитие автопарка гибридных автомобилей во всем мире не останавливается, а только усиливается. Этому способствует значительное повышение стоимости топлива (за 1 литр бензина марки «Super» – аналога нашему Аи-95, в Германии нужно заплатить 1,61 евро, во Франции –1,54 евро), а также государственные программы улучшения экологической обстановки в крупных городах. Для этого уже сегодня разрабатывается ряд мер в пользу поддержки гибридных и электрических автомобилей, в таблице приведены основные из них, применяемые правительствами разных стран мира.
Как следует из таблицы, каждая из стран активно стимулирует развитие собственного производства гибридов инвестиционной поддержкой, покупку гибридных автомобилей налоговыми и законодательными мерами.
Страна | Меры |
США |
|
Япония |
|
Франция |
|
Германия |
|
Великобритания |
|
Китай |
|
Россия |
|
Китай будет постепенно переключаться с прямых субсидий на неденежные стимулы после 2020 года. В настоящее время он сохраняет один из самых мощных механизмов стимуляции EV. В некоторых городах EV освобождаются от лицензионных лотерей и значительных регистрационных сборов, которые применяются для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
Южная Корея также недавно увеличила стимулы EV на сумму около 1600 евро для стимулирования рынка.
В Японии, например, в результате действия системы государственных стимулов стоимость Mitsubishi i-MiEV здесь снижается с первоначальных 4 млн. иен до 2,8 млн. иен. В «скидку» входит отмена налогов, в т. ч. единовременного на покупку, и ежегодного транспортного сбора.
При покупке электрического транспортного средства гражданин Великобритании получает от правительства налоговые льготы. Иначе говоря, житель Британии, собравшийся купить себе электромобиль, заплатит годовых налогов меньше на сумму, составляющую до четверти стоимости машины (но не превышающую 5000 фунтов, или $7800). Если речь идет о коммерческом электромобиле, налоговая льгота составит до 20% его стоимости, хотя и с потолком в 8000 фунтов стерлингов ($12500). Кстати, именно налоговые стимулы подключает большинство правительств Европы для стимуляции перехода на электротягу: такая практика существует в 15 из 27 государств – членов Европейского Союза.
Инфраструктура для электромобилей
Электромобили быстрые и тихие, а также экологически чистые. Но их дозаправка все еще не так удобна, как у авто с двигателем внутреннего сгорания. Чтобы заправить обычное авто, потребуется всего пять минут, плюс АЗС есть на почти каждом углу. Водители электромобилей не всегда могут позволить себе роскошь выбора, когда дело доходит до зарядных станций, ведь их очень мало. Эксперты Nissan считают, что к 2020 году количество электрических зарядных станций вполне может превысить количество обычных заправок.
Прогноз Nissan основан на снижении количества автозаправочных станций. Еще в 1970 году в Соединенном Королевстве было 37 539 АЗС, а в конце прошлого года их было всего только 8 472.
По мере того как число автозаправочных станций неуклонно падает, количество станций зарядки электрических автомобилей, как ожидается, будет продолжать расти. На данный момент в одной Великобритании их есть более 4 100.
В ноябре 2016 власти США запустили большую программу по расширению сети станций зарядки электромобилей. Вдоль основных автомобильных трасс в 35 штатах появилось 48 заправочных коридоров. Через каждые 80 км водители могут найти станцию подзарядки.
В Японии количество пунктов зарядки аккумуляторов электромобилей в стране в настоящий момент превышает число автозаправок — 40 тысяч против 34 тысяч, соответственно.
Китай быстро расширил свою инфраструктуру EV-зарядки, достигнув к концу 2016 года 107 000 публичных точек EV-зарядки - рост на 118 процентов в годовом исчислении.
В настоящее время зарядная инфраструктура в России насчитывает порядка 60 станций, до конца 2018 года «Россети» планируют открыть еще 1 тыс. электрозаправок.
Стоимость суперзарядки Tesla Motors на 6-12 стоек обходится компании в $100 тыс - $150 тыс, а более продвинутая версия с солнечными батареями на крыше и аккумуляторами на 500кВтч для сохранения солнечной энергии $300 тыс.
Водородные автомобили
Первый поршневой двигатель, работающий на водороде, построил франко-швейцарский изобретатель Франсуа Исаак де Риваз в 1807 году. Водород он получал методом электролиза воды. А выхлопные газы представляли собой смесь водяного пара и азота.
Современный автомобиль с топливными ячейками/элементами (FCV — Fuel Cell Vehicle) вместо бензина использует водород (H), а источником тягловой силы вместо ДВС является электродвигатель. Но его нельзя непосредственно запитать водородом, поэтому в блоке топливных элементов (Toyota FC Stack) осуществляется реакция слияния водородного топлива и атмосферного кислорода, а генерируемое при этом электричество вращает электродвигатели. Теоретический КПД при получении электричества из водорода достигает 83%.
Суть системы состоит в том, что это экологически чистая электростанция, у которой топливный источник — водород. И эта электростанция установлена на шасси автомобиля. Но с точки зрения принципа привода колес нет никакого отличия от обычного электромобиля.
Основные узлы автомобиля на водороде
В Японии с декабря 2014 года начались продажи автомобиля Toyota Mirai («будущее» яп.) — первого в мире серийного автомобиля с водородным двигателем. Цена новинки составляет 7 236 000 иен (примерно $61 100), при этом правительство Японии субсидирует покупку на 2.02 млн иен (немногим более $17 000).
Mirai — это четырёхдверный седан, двигателем которого является электромотор с мощностью в 151 л. с., получающий энергию от конвертера, исходным веществом которого является водород, хранящийся в двух баках из углеродного волокна под давлением в 70 МПа. Требуемый для химической реакции кислород поступает прямо из радиатора автомобиля во время его движения. Одной заправки хватит на пробег в 480 км, а сама заправка 5 килограммами (170 литров) водорода длится около 3 минут. Максимальная скорость Mirai составляет около 180 км/ч, при этом для разгона до 100 км/ч потребуется 9 секунд. Помимо своего прямого предназначения, силовая установка автомобиля может служить еще и своеобразной домашней электростанцией для дома.
Габариты (длина×ширина×высота) | 4890x1815x1535 мм |
Колесная база | 2780 мм |
Вес | 1850 кг |
Тип привода | Передний |
Элементы fc (топл. бат.) | Полимерный электролитный (pefc) |
Максимальная мощность элемента fc (топл. бат.) | 114 кв (155 л.с.) |
Максимальная мощность электродвигателя | 113 кв (154 л.с.) |
Максимальный крутящий момент | 335 нм (34,2 кгм.) |
Водородный бак высокого давления | Передний: 60.0 л.; задний: 62,4 л. (нормативное давление = 70 мпа.) |
Размер шин | 215/55r17 (один размер для задней и передней оси) |
Максимальная скорость | 175 км/ч |
Стоимость базовой модели | 6,7 млн иен |
Дата начала продаж | 15 декабря 2014 года |
Компания Honda показала на Токийском моторшоу в ноябре 2015 водородный седан Honda Clarity Fuel Cell. Принцип действия как у Mirai. Мощность силовой установки составляет около 100 кВт (135 л.с.), заявленный запас хода — 700 км, время заправки не превышает трех минут.
Автомобиль может преодолеть более 700 км на одной заправке, используя водород, который находится в баке под давлением 70 МПа. Время до полной заправки бака занимает около трех минут, примерно столько же, сколько при заправке бензином или дизельным топливом.
С декабря 2010 года Mercedes-Benz поставляет автомобилей Mercedes-Benz B-класс F-Cell в Германию и США.
В настоящее время автомобиль B-класса F-Cell оснащён электрическим двигателем мощностью в 100 кВт (134 лошадиных сил) и способен преодолеть без подзарядки расстояние в 402 км. Данный показатель стал возможен благодаря увеличению пространства для хранения резервуаров сжатого водорода, более высоком давлении хранения, а также технологии топливных элементов (низкотемпературные водород-воздушные топливные элементы с протон-обменной мембраной или PEMFC).
Кузов | |
Тип кузова | хэтчбек |
Число дверей/мест | 5/4 |
Габариты (длина×ширина×высота), мм | 4273х1777х1618 |
Колёсная база, мм | 2778 |
Снаряжённая масса, кг | 1734 |
Полная масса, кг | 2084 |
Объём багажника, л | 545–1345 |
Двигатель | |
Тип | электрический |
Расположение | спереди, поперечно |
Макс. мощность, л.с. | 136 |
Макс. крутящий момент, Н•м | 290 |
Источники питания | электрохимический генератор, батарея Li-Ion |
Эксплуатационные характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 170 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 11,4 |
Расход топлива, кг H2/100 км | 0,97 |
Норма токсичности | Евро-5 |
Общая ёмкость топливных баков | 3,7 кг H2 |
Топливо | водород |
Давление водорода в баках, бар | 700 |
Производство машин на водороде позволит решить сразу две задачи современного автомобилестроения: обрести независимость от производства нефти и свести на нет загрязнение окружающий среды. Подобные экомобили способны работать на возобновляемом водороде, поступающем из таких источников, как ветер или биомасса, выбрасывая в атмосферу только водяной пар.
В марте 2015 в Китае завершено создание первого в мире «водородного» трамвая. Китайская локомотиво-строительная компания CSR Sifang, которая базируется в Циндао, завершила работы по созданию первого в мире трамвая, использующего топливные элементы, и трамвай сдан в эксплуатацию. В данное время только Китай располагает подобными технологическими решениями — впервые топливные элементы применены в рельсовом транспорте.
CSR Sifang, совместно с ведущими китайскими научно-исследовательскими институтами, успешно завершила исследования, начатые в 2013 году, преодолев ряд ключевых вопросов применения технологии водородных топливных ячеек к трамваю. Источником питания в экспериментальном трамвае компании являются водородные топливные батареи. Для заправки трамвая водородом необходимо только 3 минуты, и «топлива» хватает на 100 км при максимальной скорости движения в 70 км/ч. По расчетам китайских инженеров, на 15 километровых городских трамвайных линиях, на одной заправке трамвай должен выполнить по крайней мере три рейса туда-обратно.
Инфраструктура для водородных автомобилей
Одна водородная заправочная станция обходится в $2 миллиона. Так Калифорния уже потратила $100 миллионов на водородные заправочные станции. Высокие цены на станции и в Европе, например, только господдержка на одну станцию в Великобритании составляет £1 млн.
На всю Германию — лишь девятнадцать общедоступных водородных заправок.
В Японии к концу года будет функционировать около восьмидесяти водородных АЗС, построенных при участии автопроизводителей. В США — около сорока.
Очевидно, что нынешняя водородная инфраструктура пока не в состоянии обеспечить комфортную жизнь владельцам водородомобилей.
Ситуация изменится к 2023 году, когда число водородных заправок в Германии перевалит за четыре сотни. Стоимость проекта — свыше 400 миллионов евро, по миллиону на каждую АЗС. Внушительную часть средств инвестируют фирмы Toyota, Honda, BMW, Volkswagen и Daimler.
В заключение отметим перспективы развития парка электромобилей в России. «Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2020 года» предусматривает соответствие транспорта современным требованиям экологичности и энергоэффективности на долгосрочную перспективу. С 1 июля 2016 году в России введен экологический стандарт «Евро-5». В новом «Техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств» все типы силовых установок подразделяются на: ДВС, ГСУ и электродвигатели. Опубликован ГОСТ Р ЕН 1986-2011 «Автомобили с электрической тягой», регламентирующий порядок измерения энергетических характеристик гибридных и электрических транспортных средств.
На развитие технологии создания электромобилей отечественными автомобильными производителями выделяются немалые средства, созданы опытные образцы, проведены испытания.
Однако существующих мер государственной поддержки явно недостаточно. Можно утверждать, что на данный момент времени серийного производства гибридных автомобилей в России нет. Безусловно, сложившаяся ситуация не благоприятна для российского автопрома и открывает дорогу более сильным и развитым иностранным автопроизводителям. Но, несмотря на это, возможность побороться за рынок продаж гибридных автомобилей есть и у отечественных производителей. Этому могут способствовать такие меры государственной поддержки, как:
- стимулирование производства автомобилей с энергоэффективными двигателями – за счет установления акцизного налога по критериям, учитывающим, не только максимальную мощность двигателя, но его тип и нормативный расход топлива;
- стимулирование приобретения новых гибридных автомобилей – за счет частичного субсидирования их покупки со стороны государства;
- стимулирование текущей эксплуатации автомобилей с энергоэффективным двигателем – за счет дифференцированных ставок транспортного налога, учитывающего экономичность автомобиля и общее количество расходуемого им топлива.
- Британия запретит продажу автомобилей c бензиновым, дизельным двигателями с 2040 года.
- Бундесрат Германии решил закончить двигатель внутреннего сгорания года.
- Статистика и месторасположение электрических и водородных заправок в США
- Статистика и месторасположение электрических и водородных заправок в мире
- Международный энергетический прогноз прогноз 2012
- Статистика продаж гибридных автомобилей. Транспортные средства на альтернативном топливе
- Статистика продаж гибридных автомобилей. Отчет по продаже новых гибридных автомобилей.
- Сведения о зарегистрированных гибридных автомобилях. Департамент энергетики США.
- Сведения о продажах новых гибридных автомобилей. Сайт гибридных автомобилей.
- Динамика изменения общего числа гибридных автомобилей Toyota. Сайт компании Toyota.
- Раков В.А. Методика оценки технического состояния г/ибридных силовых установок автомобилей: дис. …канд. техн. наук / В.А. Раков. – Вологда, 2012. – 169 c.
- Капустин, А.А. К 20 Гибридные автомобили: учебное пособие / А.А. Капустин, В.А. Раков ; М-во образ. и науки РФ, Вологод. гос. ун-т. – Вологда : ВоГУ, 2016. – 96 с. ISBN 978–5–87851–653–2
Вывод: в связи вышеизложенным можно ожидать, что при переходе развитых странах включая Китай на электромобили, весь «утиль» будут свозить в технологически отсталые страны, в том числе и в РФ, поэтому применение присадок в углеводородном топливе останется актуальными на территории РФ до середины 21 века и не вызывает сомнений.
Литература